Образование
12 февраля 2021 09:30   Просмотров: 358
Фото Эльвиры МУДРОВОЙ

■ В руках юных леди-учёных скальпели и пинцеты, перед ними спиртовки и колбы – восьмиклассницы занимаются микрочеренкованием рассады табака.

Будущее наступило

Бутурлинские школьники клонировали картофель, клюкву и голубику

Международный день науки отмечался 8 февраля. Конечно, говорить о науке в нашем округе сложно, но нам удалось побывать на занятиях научно-учебной лаборатории биотехнологии, генетики и физиологии растений «Агрокуб» в Бутурлинской средней школе и убедиться, что её воспитанники – юные ученые готовы представить первые результаты своих проектов.

«От догадки до истины»

Под таким девизом идёт работа над исследованиями. Один из проектов – «Разработка и создание новых биостимуляторов из хвои для культивирования гидропонных кормов». Непосвященному всё кажется непонятным, но только не увлечённым пятиклассникам!

– Биостимулятор – это своеобразное удобрение. Оно способствует прорастанию семян и ускоряет рост растений. Мы изучаем четыре биостимулятора на основе ели, сосны, можжевельника и туи, – наперебой рассказывают участники проекта Егор Петрухин, Евгения Кандалова и Вера Юрченко.

– Гидропонный – это очень легко, это значит без грунта, на основе воды, – запросто оперируют понятиями подростки.

– Сначала мы залили хвою водой в баночке. Через сутки в полученном биостимуляторе замочили семена кукурузы, – деловито поясняют юные исследователи.

Ребята исследуют разные концентрации биостимулятора – от 5% до 100%. Сейчас они измеряют длину корешков пророщенных семян, записывают каждое значение, чтобы высчитать среднее и сделать вывод об эффективности того или иного биостимулятора.

Юные лаборанты поделились, что на данном этапе исследования лучше всех себя зарекомендовал 25-процентный биостимулятор туи. Возьмем на заметку, ведь сейчас самое время замачивать семена под будущий урожай!

Рабочая зона – космический корабль

Из зоны «лекторий», где за столами ведут подсчеты исследователи младшей группы, проходим в рабочую. Это зона точных приборов и современного оборудования.

– Дети здесь осваивают методики научных исследований. Кроме микроскопов, учащиеся 5-7-х классов работают с измерительными приборами. Вот аналитические весы разной степени чувствительности, PH-метр для измерения кислотности веществ, измерители количества ионов, плитка с магнитной мешалкой, – проводит экскурсию по лаборатории и знакомит с её оснащением руководитель Анна Николаевна Назарова.

Есть и вовсе «неведомые», на наш взгляд, приборы, словно с борта космического корабля: центрифуга с охлаждением для разделения смеси на компоненты, спектр-фотометр для определения количества пигмента в листьях или ПЦР-анализатор для определения вирусов и генов. До таких и дотронуться-то боязно, а старшеклассники научились находить к ним подход и использовать в своих проектах.

– Мы не даём детям информацию в готовом виде. Мы ставим проблему, вернее, они сами её ищут. Что можно исследовать? Что им интересно? – продолжает Анна Николаевна. – Мы демонстрируем новые направления в агробиологии. Наша задача – показать детям, что сельское хозяйство – это актуально, высокотехнологично, а специалисты в нём востребованы.

Клоны в пробирках

– Одна из технологий современного сельского хозяйства, которую мы изучаем в нашей лаборатории, – это микроклональное размножение, – говорит педагог дополнительного образования Ирина Петровна Шарова.

Для этого метода в лаборатории оборудован отдельный ламинар-бокс. Это стерильная зона, где находиться можно только в специальной экипировке и бахилах.

– Ламинар – потому что в нём создаётся специальный «ламинарный» поток воздуха, который «выдувает», относит из стерильной зоны всевозможные бактерии, – объясняет А.Н. Назарова.

В руках юных леди-учёных скальпели и пинцеты, перед ними спиртовки и колбы. Восьмиклассницы занимаются микрочеренкованием рассады табака – делят проростки на микрочеренки и помещают их в стерильную питательную среду (в баночку под фольгой, где новые растения будут расти и развиваться). Движения девушек точны и синхронны.

– Нужно всё делать быстро, чтобы черенки не засохли. Из одного растения получается до пяти-семи новых ростков, – комментирует Ирина Петровна. – Этот способ был придуман для того, чтобы круглогодично и в кратчайшие сроки получать больше посадочного материала.

– В процессе микроклонирования важна точность, аккуратность. Ты словно участвуешь в каком-то невероятном и в тоже время доступном и важном деле, своего рода, научном чуде, – отзывается восьмиклассница Ульяна Щепанова.

– Из полусантиметровых черенков в питательной среде вырастают полноценные растения. Я чувствую себя исследователем, приобщаюсь к современным технологиям, – подхватывает её напарница Виктория Мудрова.

Работа для усидчивых

Девушки пока ещё не решили, свяжут ли свою будущую профессию с биологией, но занятия в «Агрокубе» не пропускают, с интересом участвуют в проектах и наблюдают за результатами своих исследований.

– Исследовательская деятельность требует от детей усидчивости, терпения, трудолюбия, интереса к растениям. Это серьезная и дополнительная нагрузка к учебному процессу, и не каждый её выдерживает, – говорит Ирина Петровна, – Однако для тех, кто увлёкся, а таких немало, это прекрасная возможность поближе познакомиться с современной наукой, примерить на себя профессии биолога, генетика, агронома. То, что больше выпускников выбирают биологию при сдаче ЕГЭ, тоже в какой-то степени заслуга лаборатории.

«Агрокуб» может вместить до 250-ти школьников. Занятия проходят во второй половине дня, группы собираются дважды в неделю.

– Лаборатория открылась в прошлом учебном году, но в полную силу, можно сказать, заработала только в этом, так как постепенно пополнялась оборудованием, а сейчас полностью укомплектована, – говорят педагоги.

«В полную силу» – тоже условно, ведь пандемия внесла свои коррективы и в работу лаборатории.

– Несколько классов длительное время учились удалённо, многие проекты еще не завершены. Ведь онлайн мы можем провести лишь теоретические занятия, а для опытов и экспериментов нужно присутствие, – сетует Анна Николаевна.

Тем не менее, хоть сейчас отдельные классы временно закрываются на карантин, дети из-за болезни или морозов пропускают занятия, наука медленно, но верно движется вперёд! И доказательство тому – заполненная клонами «культуральная» зона – отдельный бокс со специальным освещением и температурой.

– В октябре было всего пять банок, а сейчас три полки стеллажа заполнены экспериментальной тарой, – с гордостью показывает образцы И.П. Шарова.

Клонированные растения первое время находятся в идеальных условиях: в стеклянных пробирках или банках с питательной средой, в основе которой агар, сахар, микро- и макросоли (своеобразный прозрачный мармелад), а после нуждаются в особом уходе.

– Потребуется время, чтобы они адаптировались к обычным условиям, – поясняет Анна Николаевна. – Вот, например, растения клонированного и адаптированного картофеля, и в грунте он хорошо прижился.

В планах участников лаборатории размножить мяту и высадить её среди прочих растений на пришкольном участке на клумбе «Лекарь».

Кстати, 2021 год в Российской Федерации объявлен Годом науки и технологий.

Эльвира МУДРОВА
БЖ № 7 (16597) от 12 февраля 2021 г.

В ДАННОЙ РУБРИКЕ

В середине декабря учащиеся 9 классов Бутурлинской школы им. В.И. Казакова и Базинской школы им. Н.В. Сутягина участвовали в региональном тренировочном мероприятии по английскому языку.

Репетировали английский

В начале декабря учащиеся одиннадцатого класса Бутурлинской средней школы им. В.И. Казакова написали итоговое сочинение. Стали известны его результаты.

Получили «зачёт»

Всем школам по советнику

Начался учебный год, и стало известно, в какие образовательные учреждения поступили выпускники девятых и одиннадцатых классов выпуска прошлого учебного года.

Выбрали вузы и колледжи

На прошлой неделе состоялась традиционная процедура – приёмка учебных и дошкольных образовательных организаций к новому учебному году. Она всегда проходит в начале августа, чтобы к 1 сентября были исправлены все замечания авторитетной приёмной комиссии.

К началу учебного года готовы

СУНЦ ННГУ – Университет начинается здесь!

СУНЦ – университет начинается здесь

Воспитатель года

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Военкор из ДНР и участник СВО встретились в Доме народного единства с воспитанниками нижегородских спортивных школ

Глеб Никитин ответил более чем на 40 вопросов нижегородских предпринимателей на традиционной ежегодной встрече

Пять представителей регионального бизнеса удостоены звания «Заслуженный предприниматель Нижегородской области»

Автопарк нижегородской медицинской службы пополнили 50 новых легковых автомобилей

Глеб Никитин: «Уверен, что в Нижегородской области будут рождаться уникальные проекты, имеющие значение для страны»

Павел Солодкий: «Диалог бизнес-сообщества с правительством региона ведется на регулярной основе»

Белгородские школьники попробовали себя в роли защитников природы с помощью сотрудников нижегородского Минлесхоза

Уважаемые депутаты, муниципальные служащие, работники органов местного самоуправления, ветераны отрасли!

С Днём местного самоуправления!

В начало