Образование
12 февраля 2021 09:30   Просмотров: 195
Фото Эльвиры МУДРОВОЙ

■ В руках юных леди-учёных скальпели и пинцеты, перед ними спиртовки и колбы – восьмиклассницы занимаются микрочеренкованием рассады табака.

Будущее наступило

Бутурлинские школьники клонировали картофель, клюкву и голубику

Международный день науки отмечался 8 февраля. Конечно, говорить о науке в нашем округе сложно, но нам удалось побывать на занятиях научно-учебной лаборатории биотехнологии, генетики и физиологии растений «Агрокуб» в Бутурлинской средней школе и убедиться, что её воспитанники – юные ученые готовы представить первые результаты своих проектов.

«От догадки до истины»

Под таким девизом идёт работа над исследованиями. Один из проектов – «Разработка и создание новых биостимуляторов из хвои для культивирования гидропонных кормов». Непосвященному всё кажется непонятным, но только не увлечённым пятиклассникам!

– Биостимулятор – это своеобразное удобрение. Оно способствует прорастанию семян и ускоряет рост растений. Мы изучаем четыре биостимулятора на основе ели, сосны, можжевельника и туи, – наперебой рассказывают участники проекта Егор Петрухин, Евгения Кандалова и Вера Юрченко.

– Гидропонный – это очень легко, это значит без грунта, на основе воды, – запросто оперируют понятиями подростки.

– Сначала мы залили хвою водой в баночке. Через сутки в полученном биостимуляторе замочили семена кукурузы, – деловито поясняют юные исследователи.

Ребята исследуют разные концентрации биостимулятора – от 5% до 100%. Сейчас они измеряют длину корешков пророщенных семян, записывают каждое значение, чтобы высчитать среднее и сделать вывод об эффективности того или иного биостимулятора.

Юные лаборанты поделились, что на данном этапе исследования лучше всех себя зарекомендовал 25-процентный биостимулятор туи. Возьмем на заметку, ведь сейчас самое время замачивать семена под будущий урожай!

Рабочая зона – космический корабль

Из зоны «лекторий», где за столами ведут подсчеты исследователи младшей группы, проходим в рабочую. Это зона точных приборов и современного оборудования.

– Дети здесь осваивают методики научных исследований. Кроме микроскопов, учащиеся 5-7-х классов работают с измерительными приборами. Вот аналитические весы разной степени чувствительности, PH-метр для измерения кислотности веществ, измерители количества ионов, плитка с магнитной мешалкой, – проводит экскурсию по лаборатории и знакомит с её оснащением руководитель Анна Николаевна Назарова.

Есть и вовсе «неведомые», на наш взгляд, приборы, словно с борта космического корабля: центрифуга с охлаждением для разделения смеси на компоненты, спектр-фотометр для определения количества пигмента в листьях или ПЦР-анализатор для определения вирусов и генов. До таких и дотронуться-то боязно, а старшеклассники научились находить к ним подход и использовать в своих проектах.

– Мы не даём детям информацию в готовом виде. Мы ставим проблему, вернее, они сами её ищут. Что можно исследовать? Что им интересно? – продолжает Анна Николаевна. – Мы демонстрируем новые направления в агробиологии. Наша задача – показать детям, что сельское хозяйство – это актуально, высокотехнологично, а специалисты в нём востребованы.

Клоны в пробирках

– Одна из технологий современного сельского хозяйства, которую мы изучаем в нашей лаборатории, – это микроклональное размножение, – говорит педагог дополнительного образования Ирина Петровна Шарова.

Для этого метода в лаборатории оборудован отдельный ламинар-бокс. Это стерильная зона, где находиться можно только в специальной экипировке и бахилах.

– Ламинар – потому что в нём создаётся специальный «ламинарный» поток воздуха, который «выдувает», относит из стерильной зоны всевозможные бактерии, – объясняет А.Н. Назарова.

В руках юных леди-учёных скальпели и пинцеты, перед ними спиртовки и колбы. Восьмиклассницы занимаются микрочеренкованием рассады табака – делят проростки на микрочеренки и помещают их в стерильную питательную среду (в баночку под фольгой, где новые растения будут расти и развиваться). Движения девушек точны и синхронны.

– Нужно всё делать быстро, чтобы черенки не засохли. Из одного растения получается до пяти-семи новых ростков, – комментирует Ирина Петровна. – Этот способ был придуман для того, чтобы круглогодично и в кратчайшие сроки получать больше посадочного материала.

– В процессе микроклонирования важна точность, аккуратность. Ты словно участвуешь в каком-то невероятном и в тоже время доступном и важном деле, своего рода, научном чуде, – отзывается восьмиклассница Ульяна Щепанова.

– Из полусантиметровых черенков в питательной среде вырастают полноценные растения. Я чувствую себя исследователем, приобщаюсь к современным технологиям, – подхватывает её напарница Виктория Мудрова.

Работа для усидчивых

Девушки пока ещё не решили, свяжут ли свою будущую профессию с биологией, но занятия в «Агрокубе» не пропускают, с интересом участвуют в проектах и наблюдают за результатами своих исследований.

– Исследовательская деятельность требует от детей усидчивости, терпения, трудолюбия, интереса к растениям. Это серьезная и дополнительная нагрузка к учебному процессу, и не каждый её выдерживает, – говорит Ирина Петровна, – Однако для тех, кто увлёкся, а таких немало, это прекрасная возможность поближе познакомиться с современной наукой, примерить на себя профессии биолога, генетика, агронома. То, что больше выпускников выбирают биологию при сдаче ЕГЭ, тоже в какой-то степени заслуга лаборатории.

«Агрокуб» может вместить до 250-ти школьников. Занятия проходят во второй половине дня, группы собираются дважды в неделю.

– Лаборатория открылась в прошлом учебном году, но в полную силу, можно сказать, заработала только в этом, так как постепенно пополнялась оборудованием, а сейчас полностью укомплектована, – говорят педагоги.

«В полную силу» – тоже условно, ведь пандемия внесла свои коррективы и в работу лаборатории.

– Несколько классов длительное время учились удалённо, многие проекты еще не завершены. Ведь онлайн мы можем провести лишь теоретические занятия, а для опытов и экспериментов нужно присутствие, – сетует Анна Николаевна.

Тем не менее, хоть сейчас отдельные классы временно закрываются на карантин, дети из-за болезни или морозов пропускают занятия, наука медленно, но верно движется вперёд! И доказательство тому – заполненная клонами «культуральная» зона – отдельный бокс со специальным освещением и температурой.

– В октябре было всего пять банок, а сейчас три полки стеллажа заполнены экспериментальной тарой, – с гордостью показывает образцы И.П. Шарова.

Клонированные растения первое время находятся в идеальных условиях: в стеклянных пробирках или банках с питательной средой, в основе которой агар, сахар, микро- и макросоли (своеобразный прозрачный мармелад), а после нуждаются в особом уходе.

– Потребуется время, чтобы они адаптировались к обычным условиям, – поясняет Анна Николаевна. – Вот, например, растения клонированного и адаптированного картофеля, и в грунте он хорошо прижился.

В планах участников лаборатории размножить мяту и высадить её среди прочих растений на пришкольном участке на клумбе «Лекарь».

Кстати, 2021 год в Российской Федерации объявлен Годом науки и технологий.

Эльвира МУДРОВА
БЖ № 7 (16597) от 12 февраля 2021 г.

В ДАННОЙ РУБРИКЕ

Минпросвещения России и Рособрнадзор намерены провести итоговое сочинение для учащихся 11-х классов 15 апреля 2021 года. Соответствующий проект приказа опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов. Об этом сообщает Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

Итоговое сочинение для 11-х классов запланировано на 15 апреля

Нижегородских школьников приглашают принять участие в конкурсе сочинений «Без срока давности». Об этом сообщает Министерство образования, науки и молодежной политики региона.

Нижегородских школьников приглашают принять участие в конкурсе сочинений «Без срока давности»

Как рассказал начальник управления образования, молодежной политики и спорта А.Л. ЛОМАКИН, зимние каникулы закончились, а с ними и удалённое обучение.

Зимние каникулы закончились, а с ними и «удалёнка»

Образовательный форум программы «Российская студенческая весна»

Нижегородские школьники примут участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде «Безопасные дороги»

В октябре в школах района прошли предметные олимпиады для учащихся пятых – одиннадцатых классов.

Олимпиады в школах

Ученики 9 и 11 классов с 9 ноября будут учиться в очном режиме. Об этом сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Соответствующие изменения внесены в указ губернатора «О введении режима повышенной готовности».

Глеб Никитин: «Ученики 9 и 11 классов будут учиться в очном режиме»

Начался прием заявок на конкурс «Серафимовский учитель»

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Сотрудники Госавтоинспекции в круглосуточном режиме несут службу на автодорогах региона, напрямую контактируют с участниками дорожного движения, которые в попытках избежать ответственности за нарушени...

Взятка – это преступление, а не благодарность!

В период празднования годовщины, с 1 по 5 марта, по всей стране проходят массовые акции и мероприятия, приуроченные к празднованию Года общероссийской акции взаимопомощи #МыВместе. В частности, в очно...

Волонтеры отметят годовщину движения «МыВместе» серией акций и флешмобов

Нижегородская Госавтоинспекция в 2021 году продолжит реализацию межведомственного проекта «Территория детства»

Всего на конкурс поступило около 5 600 заявок из 10 регионов, участвующих в пилотном проекте. Заявки поступили из Нижегородской, Брянской, Вологодской, Калининградской, Омской, Сахалинской, Тюменской,...

Нижегородская область лидирует по числу заявок на конкурс «Навигаторы детства»

– Благоустройство в регионе осуществляется в рамках сразу нескольких крупных программ и проектов, причем их реализация все в большей степени опирается на принципы инициативного бюджетирования. Это кас...

Нижегородцы могут получить грант до 100 тысяч рублей на проект по благоустройству

С 1 января 2020 года в Нижегородской области действует специальный налоговый режим для самозанятых граждан – налог на профессиональный доход. Он введен в соответствии с федеральным законом №422-ФЗ от ...

Более 33 тысяч человек зарегистрировалось в качестве самозанятых в Нижегородской области

Информационная кампания в поддержку людей с РАС стартовала в Нижегородской области

– Слушатели будут учиться реализовывать проекты и программы цифровой трансформации государственного управления с учетом перспективы перехода к цифровой экономике. Госслужащие, которые успешно пройдут ...

Сотрудники органов власти региона смогут пройти обучение по программам цифровой трансформации госуправления

Конкурс традиционно пройдет в несколько этапов. Первый (заочный) этап продлится до 16 марта 2021 года. На этом этапе вы можете откликнуться на вакансию, а также ознакомиться с требованиями к ка...

Открыт конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должности директора Центра занятости населения Нижегородской области

В начало