■ Перед выступлением волновались даже взрослые. Е.Н. Светова, Ю.Н. Стешина, С.И. Ванюшина.
Два дня школьники представляли результаты своих исследований, отдельно перед комиссией выступали сотрудники учреждений образования и культуры, жители округа. Всего на конкурс было направлено 182 работы в различных номинациях, 102 письменных и 80 творческих работ, из которых на слушаниях были представлены 30 лучших работ.
В состав экспертной комиссии и рабочей группы по подведению итогов конкурса под председательством М.Н. Строкиной входили А.Л. Ломакин, Н.Ю. Князева, Ю.А. Зуйкова, М.Ю. Калигина, Н.В. Евстифеева, И.А. Мельникова.
Традиционно конкурс творческих работ в рамках Чтений был стержнем, вокруг которого строилась работа секций, проводились иные мероприятия. В последние годы программа Чтений расширяется, Чтения выходят за рамки муниципального конкурса и даже областного мероприятия, объединяя участников из разных регионов. Готовясь к конкурсу, участники и руководители стараются найти волнующую их тему, доказать её актуальность, раскрыть и исследовать, а защищая, в выступлении отразить личный вклад в историю вопроса.
Большой отклик среди участников получила номинация «Моя семья в истории Бутурлинского округа». Старшеклассники Бутурлинской школы Илья Есин и Светлана Савельева рассказали о славных биографиях своих дедов: Ивана Александровича Есина и Ивана Борисовича Савельева. Ученик Каменищенской школы Егор Минеев рассказал о своём деде Григории Александровиче Минееве, жителе села Крутец, водителе ООО «Родник», проходившем армейскую службу на подводной лодке. Педагог-библиотекарь школы О.С. Лупанова поделилась вехами жизненного пути своего дедушки, заслуженного работника сельского хозяйства, почётного гражданина Каменищенского поселения Александра Егоровича Гамова.
Ученицу 6 класса Ягубовской школы Анастасию Бурмистрову заинтересовал «Нижегородский край в Петровскую эпоху», как и семиклассницу из Бутурлина Злату Голубину, которая подготовила реферат «Становление Нижегородской губернии в эпоху Петра I» и познакомила слушателей с подробностями визита императора в Нижний Новгород.
В той же номинации «Когда Россия молодая мужала гением Петра» девятиклассник Каменищенской школы Степан Видяйкин представил на суд жюри сценарий интеллектуального турнира для школьников – «Первый император», и с воодушевлением организатора и участника рассказал о подготовке и проведении этапов викторины. Получилось настоящее историческое путешествие.
Семиклассник Каменищенской школы Егор Парамонов разбирался в деталях и инженерной структуре Дороги жизни, проходившей по льду Ладожского озера во время блокады Ленинграда. Егор рассказал о ежедневной работе моряков, физиков, метеорологов и других специалистов, которые изучали особенности льда, его колебания, грузоподъёмность, производили расчёты и составляли подводные карты, чтобы обеспечить дороге безопасность.
■ Юный краевед Илья Семёнычев изучал историю герба Бутурлинского округа.
Особенно интересные работы были в номинации «Летопись родного края». Семья Семенычевых из Бутурлина подготовила презентацию о Гербе Бутурлинского муниципального округа. Илья, ученик 6 класса, выяснил, когда появился герб, кто стоял у его истоков, как и почему он изменился. Сведения о геральдике были представлены на слайдах и поведаны слушателям. Члены комиссии отметили серьёзную подготовку и глубокое погружение в тему юным краеведом.
Студенты Бутурлинского техникума Даниил Журавлев и Дмитрий Петрухин также оставили свои страницы в летописи края. Дмитрий защищал работу «Связанные одной целью» (рук. Т.Е. Куликова) о мастерах производственного обучения, работавших в техникуме с момента его основания и продолжающих готовить специалистов для села: Н.П. Булатове, И.П. Булатове, В.М. Куликове.
В номинации «Лучший юный экскурсовод» выступали ученица Кочуновской школы Варвара Денисова и Илья Корнев, восьмиклассник из Бутурлина. Варвара прошлась по Центральной улице Инкина и представила зрителям фотоснимки достопримечательностей и домов села, рассказала об их названиях и легендах, вспомнила братьев Остафьевых, с именами которых связана история села. Илья провёл экскурсию в школьном музее и рассказал о работе эвакогоспиталей, располагавшихся в здании школы в годы войны. Обаятельный экскурсовод покорил посетителей музея тем, что свободно владеет историей вопроса и душой откликается на затронутую тему.
Среди участников Чтений – сотрудников учреждений образования и культуры на слушаниях представили работы: библиотекарь В.А. Козлова, заведующий детским садом «Колосок» С.С. Смирнова, воспитатель детского сада «Колосок» Е.В. Баннова, учителя Большебакалдской школы Л.В. Молева и Е.Н. Светова, культорганизаторы Большеякшенского СДК Г.В. Солдатенкова и Н.А. Евдокимова, учитель начальных классов Базинской школы Ю.Н. Стешина, педагог-организатор Бутурлинского дома детского творчества С.И. Ванюшина.
Прикладные работы в номинации «Край ремёсел и мастеров», представленные культорганизаторами Крутецкого сельского клуба Н.В. Кузнецовой «Нижегородский Кремль» и Кочуновского СДК М.И. Мишановой «Ватные фантазии» получили высокую оценку членов комиссии.
Подведение итогов конкурса «Живая история малой родины» состоится 12 марта в рамках XV Бутурлинских чтений им. Героя Советского Союза, маршала артиллерии В.И. Казакова.
Эльвира МУДРОВА
БЖ № 10 (16653) от 11 марта 2022 г.
Как пояснила главный врач ЦРБ Т.В. Стрельцова, кровати поступили в рамках областной субсидии на сумму около 500 тыс. рублей. Все кровати соответствуют нормам СанПиНа и имеют механический подъемный мех...