Ирина Алексеевна, что такое ЕДДС?
– ЕДДС – это орган повседневного управления всеми службами системы РС ЧС: вся информация о нарушении в жизнеобеспечении населения, происшествия, чрезвычайные ситуации аккумулируется в нашей службе. ЕДДС выполняет первичную руководящую роль: какие службы нужно отправить на ситуацию, в каком количестве – это главная задача дежурной смены. Также осуществляется информирование всех должностных лиц района, Центра управления кризисных ситуаций Нижегородской области, оперативно-информационного отдела департамента региональной безопасности Нижегородской области, ответственных служб. Если вдруг ситуация угрожает жизни людей, то служба должна оперативно проинформировать население через систему оповещения, пульт управления которой расположен в диспетчерской, а извещатели в семи точках: два – в посёлке и пять – в крупных сёлах округа (Кочуново, Б.Бакалды, Каменищи, Уварово, Ягубовка). Информирование – это вообще ключевая обязанность ЕДДС.
У вас работают, в основном, мужчины или женщины?
– Большее количество женщин, а лучше всего, когда смена состоит из мужчины, и женщины. Вы же понимаете, что к нам звонят люди в стрессовом состоянии, а значит сильно возбуждены. К тому же в нашей беспокойной работе и в обычные дни бывает много звонков: от аварий, пожаров, ДТП, просьбы оказать медицинскую помощь, до просьб снять кошку с дерева. И первая задача оперативного дежурного – привести человека в нормальное состояние. Только так, успокоив его, можно получить более внятную и точную информацию о случившемся, а значит, быстро помочь, даже спасти жизнь. Тут полезна и женская мудрость, и мужская сила воли, знание техники. Поэтому наши дежурные компетентность и профессионализм умеют сочетать с душевной чуткостью.
Ирина Алексеевна, расскажите о том, как обычно проходит дежурная смена?
– Смена длится сутки. Дежурство осуществляют оперативный дежурный – это главный в смене, который отвечает за помощника дежурного, диспетчера 112, фиксирует все нарушения и происшествия. Существует определённый распорядок дня. Начинается смена в 7.45. Предыдущая смена сдаёт дежурство: проверяется наличие всей рабочей техники, передаётся перечень произошедших событий, что выполнено за сутки, а что поставлено на контроль. Далее начинается повседневная работа: подготовка отчётов, донесений, контакт со всеми службами РС ЧС, выяснение состава дежурных в полиции, в газовой службе и т.д. Все сведения заносятся в журнал и в виде информационных донесений размещаются на сервере Нижегородской области.
Спектр вопросов, которые решает наша служба, очень широк: коммунальные проблемы, вызов скорой помощи, пожарных – мелких проблем для нас не существует, стараемся помочь в любой ситуации, если это в наших силах и нашей компетенции. Например, часто бывают случаи, когда захлопывается входная дверь. Оперативный дежурный, конечно, сам не выезжает, но сообщает в МЧС, ведь может быть и чрезвычайная ситуация: там остался ребёнок или не выключили утюг… Однажды в канализационный колодец провалилась собака, дело было вечером. Мы понимаем, что утром дети пойдут в школу, услышат плач собаки, попробуют спасти, и это может угрожать их жизни. Мобилизуем службы, спасаем. В начале пандемии у нас был список граждан, которым могла потребоваться помощь: пожилые, с ограниченными возможностями – и наши диспетчера обзванивали их ежедневно и по необходимости передавали сведения волонтёрам, а те помогали.
Дежурство проходит сутки, предусмотрен ли отдых?
– Да, у нас оборудована комната отдыха, в которой есть холодильник, микроволновая печь, место отдыха. Рабочий зал у нас тоже оборудован так, чтобы в нём было комфортно находиться: есть кондиционер, рециркулятор воздуха. Рабочие места оснащены оргтехникой и современным программным обеспечением, а компьютеры, за которыми проходит вся рабочая смена, включены в локальную сеть МЧС России.
Для того чтобы устроиться на работу дежурным, нужны ли особые требования?
– Обычно новый сотрудник стажируется около недели, затем распоряжением администрации допускается до самостоятельного дежурства. Каждый оперативный дежурный ежегодно проводит до шести тренировок, организуемых центром управления в кризисных ситуациях, где отрабатывается алгоритм действий при различных чрезвычайных ситуациях: пожары, аварии на электро- и теплосетях, ДТП, потерялся человек, теракты и т.д. Темы тренировок очень разнообразны, на каждую ситуацию существует свой алгоритм действия. Эти тренировки способствуют тому, что у специалиста вырабатывается навык действий при ЧС. Также каждый сотрудник проходит обязательное обучение один раз в пять лет в учебно-методическом центре по ГО и ЧС им. В.И. Чуйкова в Нижнем Новгороде. Все наши специалисты обучены. А ещё у нас разработана программа повышения квалификации и для начинающих, и для опытных сотрудников, которая включает в себя лекции, практические занятия.
А какова статистика обращений в службу?
– В январе через систему 112 и стационарные телефоны поступило 432 звонка. Мы фиксируем все обращения, в том числе справочные, ложные и повторные. В праздники, особенно долговременные, звонков поступает больше: и хулиганские действия, и коммунальные проблемы. Хочется отметить слаженное и оперативное реагирование всех дежурных служб в районе в эти новогодние праздники, благодаря этому никаких особых ЧС не произошло.
Прощаясь со своей собеседницей, поинтересовались о планах на будущее. Какие задачи она ставит перед своим отделом?
– Прежде всего, хочется, чтобы увеличился объём финансирования нашей структуры, это позволило бы повысить зарплату персоналу, потому что размер её не соответствует уровню ответственности диспетчеров ЕДДС. Наша служба очень востребована людьми, и мы будем дальше развивать её, повышать квалификацию диспетчеров ЕДДС.
Что же пожелаем вам успехов и спокойных дежурств.
ЕДДС информирует, что 2 марта 2022 года на территории Бутурлинского муниципального округа будет проводиться проверка системы оповещения с включением звуковых сирен.
Нелли КАШИНА
БЖ № 8 (16651) от 25 февраля 2022 г.
Как пояснила главный врач ЦРБ Т.В. Стрельцова, кровати поступили в рамках областной субсидии на сумму около 500 тыс. рублей. Все кровати соответствуют нормам СанПиНа и имеют механический подъемный мех...