Марина Геннадьевна, почему в Бутурлинской школе и почему лаборатория именно такой направленности?
– Одним из приоритетов государственной политики в экономической сфере является развитие сельских территорий, повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, научное и кадровое обеспечение. Освоение населением передовых сельскохозяйственных технологий являются значимыми факторами перехода к инновационному типу экономики региона, обеспечивающими благосостояние и повышение качества жизни на селе.
Научно-учебная лаборатория биотехнологии, генетики и физиологии растений будет создана в одном из развитых сельскохозяйственных районов Нижегородской области, ведь в агропромышленный комплекс Бутурлинского района входят 16 сельхозпредприятий, 3 крестьянско-фермерских хозяйства, 1 птицефабрика. Общая площадь сельскохозяйственных угодий района составляет 78 323 га, в том числе – 56 981 га или 72,8 % пашни. В сельскохозяйственном производстве занято 27,6 % от общего числа занятых в экономике.
Какие еще цели преследует создание лаборатории?
– В первую очередь, возрождение школьной профориентации, которая является одной из приоритетных задач современной сельской школы. Значимость сельскохозяйственных профессий растет, потому важным является развитие мотивации, интереса школьников к освоению знаний и практических навыков в области сельского хозяйства, а именно генной инженерии и биотехнологии.
Материальное оснащение и функционал создаваемой лаборатории позволит эффективно осуществлять не только профориентационную, но и научно-учебную деятельность, знакомить обучающихся с основами современных биотехнологических и физиологических методов, осваивать передовую приборную базу.
Научную лабораторию трудно представить без практического базиса. Он у вас предусмотрен?
– Создаваемая на базе школы лаборатория встанет в центре взаимодействия школы с вузами и промышленными предприятиями, бизнес-структурами, компаниями-производителями. Она может осуществлять мониторинг кадровых запросов со стороны реального сектора экономики и формировать актуальные практические навыки учащихся.
Кто станет заниматься в лаборатории?
– В первую очередь, ребята, которые увлечены биологией, химией, экологией, то есть предметами естественно-научного цикла, те, кто планирует связать свое последующее образование и профессию со сферой деятельности, в основе которой лежат эти предметы. Это учащиеся 5-11 классов как Бутурлинской школы, так и других школ района, в которых нет доступа к современному оборудованию, но учащиеся проявляют интерес, склонности и способности и ориентированы в будущем на получение, например, агрономического образования.
А кто будет с ними заниматься?
– Конечно педагоги нашей школы, которые на сегодняшний момент прошли обучение в Москве в Сколкове, и Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А.Тимирязева.
Стать наставниками могут ученые, магистранты и аспиранты Нижегородской сельхозакадемии, студенты этого учебного заведения, проходящие практику, и конечно, работники ТНВ «Михеев и Компания», представляющей реальный сектор в сфере сельхозпроизводства.
Непосредственно в лаборатории будут работать три педагога и организатор-руководитель.
■ Такой увидят лабораторию хозяева школы и гости.
Каких результатов Вы ожидаете?
– Мы ожидаем развития интереса школьников к знаниям, связанным с генной инженерией и биотехнологией, к профессиям агропромышленной сферы региона. Немаловажным результатом станет формирование системы теоретических знаний, практических навыков и проектных умений, необходимых для успешного поступления в вузы. И конечно, увеличение доли учащихся, которые в дальнейшем запланируют получение специальностей агробиологической направленности.
Раскройте хотя бы некоторые пункты программы лаборатории.
– Программа лаборатории биотехнологии, генетики и физиологии растений предполагает теоретическое обучение, практические занятия и проектно-исследовательскую деятельность. Учащиеся в рамках занятий получат возможность овладеть современными универсальными компетенциями.
Вот только некоторые направления работы в лаборатории:
1) микроклональное размножение растений;
2) получение безвирусных растений;
3) получение биологически активных веществ растительного происхождения;
4) клеточный мутагенез и селекция;
5) генетическая трансформация на хромосомном и генном уровнях.
Лаборатория подобного уровня требует отдельных помещений, специального высокотехнологического оборудования. И на все на это нужны деньги.
– Да, это затратный проект. Мы получили грант на создание лаборатории: 6 миллионов рублей из федерального бюджета, 6 миллионов рублей из областного. А так как обязательным условием был вклад внебюджетных средств, то 2 миллиона 400 тысяч рублей дали наши спонсоры. Но все затраты будут оправданы. Для организации научно-учебной лаборатории предусмотрен лабораторный комплекс, площадью в 173 кв.м. (помещение, где раньше располагалась школьная столовая), позволяющее создать несколько функциональных зон, адаптационное помещение искусственного климата (тепличный комплекс), площадью 180 кв.м. Тепличный комплекс – это экспериментальная площадка с возможностью круглогодичного выполнения работ в контролируемых условиях после культивирования в лаборатории.
Также необходимо высокотехнологичное инновационное оборудование и высококачественные реактивы.
Кроме того, имеющие в школе химическая и биологическая лаборатории оснащены техническими средства обучения, демонстрационным оборудованием и приборами, лабораторно-технологическим оборудованием, наглядными пособиями, лабораторной посудой.
Марина Геннадьевна, спасибо за интересный рассказ и ждем приглашения на открытие лаборатории.
Создание лаборатории – это часть непрерывного агрообразования в рамках регионального сетевого проекта «Школа агробизнеса – вектор инновационного развития региона». В настоящее время школа является региональной инновационной площадкой для создания системы непрерывного агробизнес-образования, развития предпринимательских способностей школьников по профессиям агропромышленного комплекса, вовлечения в агробизнес молодых квалифицированных кадров и их закрепления на селе в Бутурлинском районе.
Ирина МАЛЬЦЕВА
БЖ № 36 (16522) от 6 сентября 2019
В ходе заседания комиссии рассматривались важные вопросы, касающиеся эффективных методов увеличения продолжительности жизни населения Нижегородской области. Участники обсудили текущие результаты и нам...
Как пояснила главный врач ЦРБ Т.В. Стрельцова, кровати поступили в рамках областной субсидии на сумму около 500 тыс. рублей. Все кровати соответствуют нормам СанПиНа и имеют механический подъемный мех...