В нашем районе уже больше года успешно функционирует спортивная школа, которая стала преемницей спортивных направлений центра «Бутурлинец» после его реорганизации. Сейчас в спортивной школе работают секции различной направленности, в которых преподают профессиональные тренеры: А.В. Дементьева, В.А. Борисов, Е.Г. Тополенко, А.М. Луньков, О.А. Королев, П.А. Ражиков. Со многими из них наши читатели уже знакомы. О тренерах-преподавателях и успехах их подопечных мы неоднократно рассказывали в газете.
– Коллектив спортивной школы является организатором районных спортивных соревнований для детей и спортивных праздников. Это и соревнования по мини-футболу и футболу, по велоспорту-маунтинбайку, лыжные соревнования и другие, – рассказал директор спортивной школы С.Е. Филиппов. – Сейчас спортивную школу посещают около четырехсот ребят как школьного, так и дошкольного возраста. Неоднократно за свои заслуги тренеры были отмечены как на районном, так и на областном уровне. Записать ребенка в секции можно в течение всего учебного года при наличии мест в группах и допуске врача.
В одной из самых посещаемых секций – «Велоспорт» занятия ведут тренеры-преподаватели Владимир Александрович Борисов и Евгений Георгиевич Тополенко. Ребята из этой секции – постоянные участники всероссийских, областных соревнований по маунтинбайку. Они занимают призовые места, завоевывают золотые, серебряные и бронзовые медали, получают спортивные разряды.
В зимнее время В.А. Борисов «переводит» велосипедистов из Ягубовки и Борнукова на лыжи. Ребята с успехом отстаивают честь спортшколы еще и в лыжных соревнованиях.
Одному из самых любимых многими мальчишками виду спорту – футболу в спортивной школе обучают Александр Михайлович Луньков и Олег Александрович Королев. Они сами начали играть в мяч в раннем возрасте и с тех пор с ним не расстаются. Команды ребят под руководством А.М. Лунькова и О.А. Королева отлично проводят сезоны, получают спортивные разряды. Они неоднократно занимали призовые места в Первенстве Нижегородской области по футболу «Футбол без границ», в Первенстве Нижегородской области по мини-футболу (зона Восток). Кстати, А.М. Луньков и О.А. Королев – играющие тренеры, они много лет играют за футбольную команду «Факел» (Бутурлино), организуют районные и межрайонные соревнования по мини-футболу и футболу.
Есть секция, в которую принимают только девочек – секция по художественной гимнастике и акробатике. Пластичность, гибкость, грацию девочек развивает Ангелина Вадимовна Дементьева. Она когда-то влюбилась в данный вид спорта и захотела стать в нем профессионалом. Получила высшее физкультурно-педагогическое образование тренера по гимнастике. И у нее все сложилось: более 35 лет она посвятила педагогической деятельности, имеет первую квалификационную категорию.
Самый молодой тренер в коллективе спортшколы – Павел Андреевич Ражиков. Он сам был воспитанником центра «Бутурлинец», занимался в секции вольной борьбы. После окончания Лукояновского педагогического колледжа пришел в спортивную школу в качестве тренера. Сейчас он получает высшее педагогическое образование и считает, что настоящий учитель должен всегда сам стремиться к знаниям, развиваться профессионально. Павел Андреевич обучает вольной борьбе мальчишек, которые мечтают вырасти настоящими мужчинами.
Кроме секции по вольной борьбе он, как и А.В. Дементьева, ведет занятия по общей физической подготовке в трех детских садах поселка. Всего у П.А. Ражикова около восьмидесяти подопечных.
В спортшколе также есть секции общей физической подготовки с элементами легкой атлетики и настольного тенниса. Занятия в них ведут Екатерина Владимировна Данченко и Александр Петрович Железнов.
– Эти тренеры работают в школе по совместительству, они совмещают преподавательскую деятельность с основной работой, – отметил С.Е. Филиппов. – Хочется, чтобы у нас было еще больше спортивных направлений, но, к сожалению, наша школа, как и многие другие, испытывает дефицит в кадрах.
В жизни многих людей огромную роль играет спорт. Кому-то он дает возможность укрепить здоровье, поднять самооценку, сформировать выносливость, волевые качества, научиться дисциплинированности. Для других спорт становится частью жизни, профессиональной деятельностью. На пути и тех, и других в спорте непременно встаёт личность тренера. Его способность обучать, находить индивидуальный подход, уметь поддержать в трудные минуты, где-то помочь побороть лень, усталость, преодолеть барьер, который стоит на пути достижения спортивных побед.
В преддверии профессионального праздника мы встретились с тренерами спортивной школы и попросили их рассказать о своей профессии, о взаимоотношениях с детьми, о том, какую роль спорт играет в жизни подрастающего поколения.
– Для тренера, как и любого педагога, главное – дать детям знания. Показатель работы тренера – это мастерство, которым обладают его подопечные, – сказала А.В. Дементьева. – Часто дети выбирают спорт не для достижения больших высот, а для укрепления здоровья, для физического развития. И это правильно. Ничто так не развивает физически и не закаляет характер как спортивные нагрузки. Дети много времени проводят за учебниками, компьютером, и важно, чтобы они получали нужную физическую нагрузку. Правы те родители, которые приводят ребенка в спортивную школу и предоставляют ему выбор. Если школьнику не пришлась по душе, например, вольная борьба, пусть он попробует свои силы в футболе. Родителям не стоит говорить, что их ребенок неспортивный, нужно ему дать возможность попробовать свои силы в различных видах спорта. Хочу сказать, что за свою жизнь я ни разу не пожалела о том, что стала тренером. Я стараюсь зажечь в детях искру любви к спорту, которая будет сопровождать их по жизни, даже если они не станут спортсменами.
Великими спортсменами, естественно, становятся далеко не все ученики. Но все они должны стать с помощью тренера всесторонне развитыми, сильными и смелыми, морально и физически готовыми к жизненным испытаниям.
– Можно сказать, что тренер воспитывает своим примером, так как нравственные устои не столько передаются в словесной форме, сколько в результате совместной тренировочной деятельности. Дети, как губка, впитывают морально-этическое поведение педагога, а затем копируют его, – продолжил В.А. Борисов. – Тренер должен быть искренним с детьми, естественным и всегда выполнять свои обещания. Если сделал ошибку, тут же ее признать, тогда авторитет не поколеблется. Дети чувствуют, когда их обманывают взрослые, и не терпят этого. В необходимых случаях тренер должен быть твердым и требовательным. Что для меня значит быть тренером? Это каждый день общаться с детьми, открывая для себя что-то новое. Меняются они, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение.
– Родители доверяют мне своих детей. И от меня во многом зависит, насколько они станут успешными, – отметил Е.Г. Тополенко. – Очень важно установить хорошие взаимоотношения с детьми и родителями на основе сотрудничества, взаимного доверия и уважения. У каждого ребенка есть потребность как в общении, так и в эмоциональном контакте. Я не боюсь хвалить детей даже тогда, когда их успехи скромны. Это дает им уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг, пробуждает интерес к учебно-тренировочным занятиям, соревнованиям и самосовершенствованию.
– Считаю одной из главных своих задач – умение поддержать интерес ребят к занятиям физической культурой и спортом, – сказал П.А. Ражиков. – Несмотря на то, что я только начал преподавать, мои воспитанники уже принимали участие в международном турнире по вольной борьбе в Арзамасе, где завоевали две бронзовые медали в соревнованиях на призы спортивной школы «Северная звезда» Нижнего Новгорода. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на тренировку.
– Основная задача спортивного тренера состоит в выявлении и раскрытии способностей своих воспитанников. Чтобы тренировки были эффективными, необходимо подбирать нужные упражнения и правильно распределять нагрузки воспитанника. Я учу ребят управлять не только своим телом, но и эмоциями. Ведь тренер готовит спортсмена и психологически, настраивая его на победу, внушая веру в свои силы, – считает О.А. Королев. – Я пытаюсь всегда быть для своих воспитанников не просто тем, кто совершенствует их мастерство, но и настоящим другом.
Без сомнения, профессию педагога нельзя назвать лёгкой. Она требует от человека много душевных сил, терпения и энергии. Все люди вкладывают разный смысл в слово «тренер». Для кого-то тренер – это преподаватель определённого вида спорта, а для кого-то – это, прежде всего, воспитатель, наставник, способный всегда прийти на помощь.
– Результат работы любого тренера – это результаты его воспитанников, причем не только выраженный в успешном выступлении на соревнованиях, – поделился своим мнением А.М. Луньков. – Проводя тренировки и оценивая работу детей, я волнуюсь за них. Ведь фактически я оцениваю самого себя. По моему мнению, быть тренером – это не просто быть хорошим педагогом и наставником. Это значит быть человеком, способным побудить других к спортивным результатам, к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Активная жизненная позиция наставника помогает юным спортсменам самоутвердиться. Для тренера всегда лучшей наградой останутся успехи и достижения его воспитанников.
Сегодня спортивная школа, как и все образовательные учреждения, работает в непростое время, и тренеры вынуждены подстраивать свою деятельность под современные требования.
– В каникулярное время спортивная школа работает в обычном режиме, – сообщил методист спортшколы С.Н. Пронин. – Занятия в некоторых секциях проводятся в спортивном зале школы. Но так как большинство занятий проходят в спортивных залах школ района, которые согласно требованиям в каникулы закрыты, то занятия проводятся на свежем воздухе. При хороших погодных условиях ребята тренируются на стадионе «Факел», пришкольных спортивных площадках или в домашних условиях, дистанционно. При этом тренер разрабатывает план индивидуальных тренировок для каждого ученика. Мы надеемся, что совсем скоро вернемся к привычному течению жизни, все встанет на свои места, и наши юные спортсмены будут вновь отстаивать честь района, занимать призовые места.
Ирина Черепнова
БЖ № 44 (16582) от 30 октября 2020 г.
В ходе заседания комиссии рассматривались важные вопросы, касающиеся эффективных методов увеличения продолжительности жизни населения Нижегородской области. Участники обсудили текущие результаты и нам...
Как пояснила главный врач ЦРБ Т.В. Стрельцова, кровати поступили в рамках областной субсидии на сумму около 500 тыс. рублей. Все кровати соответствуют нормам СанПиНа и имеют механический подъемный мех...