Образование
12 февраля 2021 09:30   Просмотров: 232
Фото Эльвиры МУДРОВОЙ

■ В руках юных леди-учёных скальпели и пинцеты, перед ними спиртовки и колбы – восьмиклассницы занимаются микрочеренкованием рассады табака.

Будущее наступило

Бутурлинские школьники клонировали картофель, клюкву и голубику

Международный день науки отмечался 8 февраля. Конечно, говорить о науке в нашем округе сложно, но нам удалось побывать на занятиях научно-учебной лаборатории биотехнологии, генетики и физиологии растений «Агрокуб» в Бутурлинской средней школе и убедиться, что её воспитанники – юные ученые готовы представить первые результаты своих проектов.

«От догадки до истины»

Под таким девизом идёт работа над исследованиями. Один из проектов – «Разработка и создание новых биостимуляторов из хвои для культивирования гидропонных кормов». Непосвященному всё кажется непонятным, но только не увлечённым пятиклассникам!

– Биостимулятор – это своеобразное удобрение. Оно способствует прорастанию семян и ускоряет рост растений. Мы изучаем четыре биостимулятора на основе ели, сосны, можжевельника и туи, – наперебой рассказывают участники проекта Егор Петрухин, Евгения Кандалова и Вера Юрченко.

– Гидропонный – это очень легко, это значит без грунта, на основе воды, – запросто оперируют понятиями подростки.

– Сначала мы залили хвою водой в баночке. Через сутки в полученном биостимуляторе замочили семена кукурузы, – деловито поясняют юные исследователи.

Ребята исследуют разные концентрации биостимулятора – от 5% до 100%. Сейчас они измеряют длину корешков пророщенных семян, записывают каждое значение, чтобы высчитать среднее и сделать вывод об эффективности того или иного биостимулятора.

Юные лаборанты поделились, что на данном этапе исследования лучше всех себя зарекомендовал 25-процентный биостимулятор туи. Возьмем на заметку, ведь сейчас самое время замачивать семена под будущий урожай!

Рабочая зона – космический корабль

Из зоны «лекторий», где за столами ведут подсчеты исследователи младшей группы, проходим в рабочую. Это зона точных приборов и современного оборудования.

– Дети здесь осваивают методики научных исследований. Кроме микроскопов, учащиеся 5-7-х классов работают с измерительными приборами. Вот аналитические весы разной степени чувствительности, PH-метр для измерения кислотности веществ, измерители количества ионов, плитка с магнитной мешалкой, – проводит экскурсию по лаборатории и знакомит с её оснащением руководитель Анна Николаевна Назарова.

Есть и вовсе «неведомые», на наш взгляд, приборы, словно с борта космического корабля: центрифуга с охлаждением для разделения смеси на компоненты, спектр-фотометр для определения количества пигмента в листьях или ПЦР-анализатор для определения вирусов и генов. До таких и дотронуться-то боязно, а старшеклассники научились находить к ним подход и использовать в своих проектах.

– Мы не даём детям информацию в готовом виде. Мы ставим проблему, вернее, они сами её ищут. Что можно исследовать? Что им интересно? – продолжает Анна Николаевна. – Мы демонстрируем новые направления в агробиологии. Наша задача – показать детям, что сельское хозяйство – это актуально, высокотехнологично, а специалисты в нём востребованы.

Клоны в пробирках

– Одна из технологий современного сельского хозяйства, которую мы изучаем в нашей лаборатории, – это микроклональное размножение, – говорит педагог дополнительного образования Ирина Петровна Шарова.

Для этого метода в лаборатории оборудован отдельный ламинар-бокс. Это стерильная зона, где находиться можно только в специальной экипировке и бахилах.

– Ламинар – потому что в нём создаётся специальный «ламинарный» поток воздуха, который «выдувает», относит из стерильной зоны всевозможные бактерии, – объясняет А.Н. Назарова.

В руках юных леди-учёных скальпели и пинцеты, перед ними спиртовки и колбы. Восьмиклассницы занимаются микрочеренкованием рассады табака – делят проростки на микрочеренки и помещают их в стерильную питательную среду (в баночку под фольгой, где новые растения будут расти и развиваться). Движения девушек точны и синхронны.

– Нужно всё делать быстро, чтобы черенки не засохли. Из одного растения получается до пяти-семи новых ростков, – комментирует Ирина Петровна. – Этот способ был придуман для того, чтобы круглогодично и в кратчайшие сроки получать больше посадочного материала.

– В процессе микроклонирования важна точность, аккуратность. Ты словно участвуешь в каком-то невероятном и в тоже время доступном и важном деле, своего рода, научном чуде, – отзывается восьмиклассница Ульяна Щепанова.

– Из полусантиметровых черенков в питательной среде вырастают полноценные растения. Я чувствую себя исследователем, приобщаюсь к современным технологиям, – подхватывает её напарница Виктория Мудрова.

Работа для усидчивых

Девушки пока ещё не решили, свяжут ли свою будущую профессию с биологией, но занятия в «Агрокубе» не пропускают, с интересом участвуют в проектах и наблюдают за результатами своих исследований.

– Исследовательская деятельность требует от детей усидчивости, терпения, трудолюбия, интереса к растениям. Это серьезная и дополнительная нагрузка к учебному процессу, и не каждый её выдерживает, – говорит Ирина Петровна, – Однако для тех, кто увлёкся, а таких немало, это прекрасная возможность поближе познакомиться с современной наукой, примерить на себя профессии биолога, генетика, агронома. То, что больше выпускников выбирают биологию при сдаче ЕГЭ, тоже в какой-то степени заслуга лаборатории.

«Агрокуб» может вместить до 250-ти школьников. Занятия проходят во второй половине дня, группы собираются дважды в неделю.

– Лаборатория открылась в прошлом учебном году, но в полную силу, можно сказать, заработала только в этом, так как постепенно пополнялась оборудованием, а сейчас полностью укомплектована, – говорят педагоги.

«В полную силу» – тоже условно, ведь пандемия внесла свои коррективы и в работу лаборатории.

– Несколько классов длительное время учились удалённо, многие проекты еще не завершены. Ведь онлайн мы можем провести лишь теоретические занятия, а для опытов и экспериментов нужно присутствие, – сетует Анна Николаевна.

Тем не менее, хоть сейчас отдельные классы временно закрываются на карантин, дети из-за болезни или морозов пропускают занятия, наука медленно, но верно движется вперёд! И доказательство тому – заполненная клонами «культуральная» зона – отдельный бокс со специальным освещением и температурой.

– В октябре было всего пять банок, а сейчас три полки стеллажа заполнены экспериментальной тарой, – с гордостью показывает образцы И.П. Шарова.

Клонированные растения первое время находятся в идеальных условиях: в стеклянных пробирках или банках с питательной средой, в основе которой агар, сахар, микро- и макросоли (своеобразный прозрачный мармелад), а после нуждаются в особом уходе.

– Потребуется время, чтобы они адаптировались к обычным условиям, – поясняет Анна Николаевна. – Вот, например, растения клонированного и адаптированного картофеля, и в грунте он хорошо прижился.

В планах участников лаборатории размножить мяту и высадить её среди прочих растений на пришкольном участке на клумбе «Лекарь».

Кстати, 2021 год в Российской Федерации объявлен Годом науки и технологий.

Эльвира МУДРОВА
БЖ № 7 (16597) от 12 февраля 2021 г.

В ДАННОЙ РУБРИКЕ

Наша новая «Берёзка»

30 апреля в 14.00 заместитель губернатора Нижегородской области, министр здравоохранения Давид Мелик-Гусейнови министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова встретятся с родителями школьников в прямом эфире в группе «Образование52» социальной сети ВКонтакте.

Большое родительское собрание пройдет онлайн 30 апреля в группе «Образование52»

На сессию в Артек

Кроме того, в школах округа была проведена независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности, проводимой согласно 273 ФЗ не реже одного раза в год. Её проводит независимый оператор, с которым управление образования заключает договор.

Качество условий получения образования в школах

Согласно приказу управления образования и спорта в рамках рубежного контроля 18 марта текущего года был проведен мониторинг уровня учебных достижений учащихся 9-х классов по математике.

Уровень учебных достижений

Вспоминали правила

Робо, хайтек и квадрокоптер...

Минпросвещения России и Рособрнадзор намерены провести итоговое сочинение для учащихся 11-х классов 15 апреля 2021 года. Соответствующий проект приказа опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов. Об этом сообщает Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

Итоговое сочинение для 11-х классов запланировано на 15 апреля

Нижегородских школьников приглашают принять участие в конкурсе сочинений «Без срока давности». Об этом сообщает Министерство образования, науки и молодежной политики региона.

Нижегородских школьников приглашают принять участие в конкурсе сочинений «Без срока давности»

ДРУГИЕ СТАТЬИ

С участием главы региона состоится закладка капсулы в основание памятника Александру Невскому у Собора Александра Невского на Стрелке. В этот же день Глеб Никитин вместе с митрополитом Нижегородским и...

Глеб Никитин примет участие в торжественных мероприятиях ко Дню России

Более 19 тыс. жителей отдаленных районов посетило современные «поликлиники на колесах». Консультации узких специалистов получило более 10 тыс. человек. Проведено более 24,5 тыс. исследований. По итог...

«Поезда здоровья» побывали в 126 населенных пунктах Нижегородской области

Глеб Никитин и Грант Бабасян подписали соглашение о сотрудничестве

Нижегородцы в числе победителей конкурса «Мастера гостеприимства»

В ведомстве рассказали, что с 1 июля 2021 года начинают действовать новые положения федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Процеду...

Предпринимателям напоминают о возможности досудебного обжалования решений надзорных органов

Победители и призеры конкурса в 2021-2022 учебном году смогут бесплатно обучаться в дистанционных онлайн-классах дополнительной олимпиадной подготовки Заочной физико-технической школы (ЗФТШ) Московско...

Московский физико-технологический институт и Общественная палата Российской Федерации ищут новых «Ломоносовых»

Глеб Никитин принял участие в открытии памятника «Слава героям Росгвардии»

Стартовал большой футбол

Далеко-далеко на лугу пасутся ко…

В начало