■ С волнением перед экзаменом родители справились. Вспомнив формулы, мамы увлеклись решением задач и показали хорошие результаты. Теперь дело за детьми!
Цель организаторов – показать, что «не так страшен черт, как его малюют», а задача родителей – понять, с чем сталкиваются дети, что чувствуют, чтобы перед экзаменами поддержать сына или дочь. Как мама выпускницы я тоже сдавала экзамен.
Узнав накануне, что экзамен для родителей будет по математике, я «подготовилась», решив один из вариантов по задачнику дочери. В школе по математике у меня были хорошие и отличные отметки, и даже в вузе с успехом сдала экзамен по «матстатистике», правда было это более 20 лет назад. В варианте, который мне попался, меня приятно удивили задания практической направленности, так сказать, «из жизни». Несколько задач были посвящены расчётам за электроэнергию по одно- двух- или трёхтарифным счётчикам. Оказалось, что часть примеров можно решить, вспомнив формулы и подставив в них значения. Вот графики функций и решение неравенств я подзабыла. Оценив свои силы, я поняла, что есть темы, которые я прекрасно помню, а есть и те, что требуют продолжительной подготовки, но ведь в школе как раз этим и занимаются.
К 9 часам утра я явилась в пункт проведения экзамена (ППЭ) в Бутурлинской школе. Дети будут сдавать экзамен там же. Всё «по-настоящему»: отключила телефон, оставила сумку, прошла проверку металлоискателем. Организаторы тепло приветствовали пришедших сдавать экзамен. Увидев в коридоре стол с питьевой водой и стаканами, отметила, что хорошо бы попроситься выйти, ведь детей в этом случае сопровождают взрослые. Каково это – идти с охраной?
Чувствовалось, что настроение у пришедших родителей, а в этот раз были только мамы, хорошее: мы беседовали, шутили. Организаторы нас подбадривали и заверяли, что детей перед экзаменом тоже поддерживают. Взяв паспорт и ручку, мы заняли заранее определенные места в экзаменационной аудитории. Здесь разговаривать уже нельзя. Началось томительное время ожидания начала экзамена, это не менее 40 минут. Таков порядок.
Родителей в классе приветствовал начальник управления образования и спорта администрации Артур Леонидович Ломакин, он рассказал о ходе экзамена, правилах поведения, ограничениях и возможных нарушениях.
– В кабинете установлены видеокамеры, которые в режиме реального времени передают изображения в центр обработки информации. Кроме наблюдателей, видео оценивает искусственный интеллект. Лишние движения или объекты на парте привлекают повышенное внимание к экзаменующемуся, – объяснил он.
В длинном списке «нельзя»: проносить телефоны и другую цифровую технику, шпаргалки и посторонние предметы. В случае если организаторы заметят таковые, то аннулируют работу школьника или даже всех в аудитории.
Ограничений много, но, по словам организаторов, все они во благо выпускников, дабы не возбуждать лишних подозрений и не допустить нештатных ситуаций. Например, не рекомендуется ставить бутылку с водой на парту. Был случай, когда школьник, сделав глоток, не закрыл бутылку, а та упала и вода, разлившись, испортила бланки. Однако воду можно иметь на столе, но только в бутылке без этикетки.
Вообще любые посторонние предметы, тем более с надписями (например, небольшая иконка) попадают в зону особого внимания искусственного интеллекта, и школьник оказывается «в группе риска». О шпаргалках отдельная тема, их находят даже в туалетах, и тогда аннулируют результаты всех.
Одна из рекомендаций касалась формы одежды. Ребенку нужно одеться так, чтобы во время экзамена было нежарко, ведь окна в кабинете будут закрыты, чтобы случайный порыв ветра не сдул листы со столов, и они не перепутались.
Признаться, пока слушаешь, «чего нельзя на экзамене», начинает слегка кружиться голова и вспоминается выражение «шаг вправо, шаг влево – расстрел, прыжок на месте – провокация».
Когда нам распечатали бланки регистрации, ответов, заданий, волнение нарастало: ладони вспотели, внутри всё свело. Дрожащей рукой я заполнила имя, фамилию и другие данные. Можно было приступать к решению, но перед глазами всё расплывалось: листов много, а там графики, логарифмы, синусы-косинусы, объемные фигуры, уравнения.… И среди всего непонятного вдруг задача про Машу и Медведя. Хм, интересно. Для меня это был своеобразный толчок, и я взяла себя в руки, сосредоточилась.
Оказалось, что первые несколько листов содержат справочные материалы: формулы по алгебре и геометрии, которыми можно пользоваться при решении. То есть все шпаргалки имеются, но лишь на экзамене по базовой математике, но не профильной.
Начали решать. Мамы на экзамене разделились на две группы: первые, заполнив титульный лист и пролистав задания, сдали бумаги и пошли на работу, а несколько настойчивых, как и я, решали до последней минуты. А решать было интересно. Жаль, времени нам отвели лишь 30 минут, а не три часа, как на настоящем экзамене. Только глаза загорелись, извилины заработали, а уже пора сдавать. Эх! Даже не успела выйти попить в сопровождении.
Проверяли работы по желанию, и как сказала начальник сектора общего и дополнительного образования Е.Е. Бердиева, те мамы, которые согласились на проверку, показали очень хорошие результаты. В среднем, набрали 10 баллов из 21, то есть то, что мы успели решить, было правильно.
Поскольку с собой у меня не было ни шпаргалок, ни телефона, а только голова с воспоминаниями о школьных знаниях, то решать я начала, не боясь, что меня «поймают», заподозрят и будут перепроверять. Моя цель была – узнать, сколько задач я решу, проверить, как помню школьную программу. Оказалось, что знания, полученные во времена советской системы образования, фундаментальны и прочны, и даже спустя двадцать лет экзамен по математике не страшен.
Из плюсов. Доброжелательное отношение со стороны организаторов. На бланках есть формулы. Часть заданий «из жизни».
Из минусов. Долгое ожидание и длинный список «нельзя», от которых нарастает волнение перед началом экзамена.
Решить задачу про Машу и Медведя, которая привела меня в чувство, я не успела. Предлагаю решить её вместе: «Маша и Медведь съели 160 печений и банку варенья, начав и закончив одновременно. Сначала Маша ела варенье, а Медведь – печенье, но в какой-то момент они поменялись. Медведь и то, и другое ест в три раза быстрее Маши. Сколько печений съел Медведь, если варенья они съели поровну?».
Эльвира МУДРОВА
БЖ № 16 (16659) от 22 апреля 2022 г.
В ходе заседания комиссии рассматривались важные вопросы, касающиеся эффективных методов увеличения продолжительности жизни населения Нижегородской области. Участники обсудили текущие результаты и нам...
Как пояснила главный врач ЦРБ Т.В. Стрельцова, кровати поступили в рамках областной субсидии на сумму около 500 тыс. рублей. Все кровати соответствуют нормам СанПиНа и имеют механический подъемный мех...