При проектировании верхней станции фуникулера архитекторы учли находку археологов – водонапорную башню, сохранившуюся от конструкции исторического элеватора, и лаконично вписали ее в пространство станции. Часть исторического фуникулера накроют прозрачным экраном и сделают элементом экспозиции.
В 2019 году Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт археологии Российской академии наук (ИА РАН) проводило охранно-археологические изыскания на участке строительства объекта «Фуникулер на откосе Нижегородского кремля». Специалисты ИА РАН вели археологические раскопки объекта культурного (археологического) наследия «Культурный слой города Нижнего Новгорода». В результате этих исследований учеными-археологами были обнаружены водонапорная башня и части конструкций фуникулера.
– Уникальное сооружение – первый в истории России фуникулер на водяной тяге – почти 100 лет был скрыт под четырехметровым слоем земли. Благодаря кропотливому труду археологов часть исторической водонапорной башни очищена и в качестве музейного объекта будет доступна для посетителей Нижегородского кремля уже в этом году. Считаю, что через такие артефакты важно и нужно рассказывать историю технического прогресса, значимую не только для нашего города, но и для всей страны. Сам фуникулер в Нижегородском кремле – это утраченный культурный памятник конца XIX века, его воссоздание – дань памяти нашим предкам, – подчеркнул губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
– Это очень сложный в технологическом плане проект. Он дополнит пешеходную связь между Рождественской улицей, Нижневолжской набережной и центральными нагорными туристическими артериями города. Уверен, фуникулер позволит повысить туристическую привлекательность как Нижегородского кремля, так и Нижнего Новгорода в целом, – поделился заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Бетин.
Также при раскопках под слоем 19 века археологи обнаружили следы городской застройки 16-18 веков, монеты из серебра, части украшений и посуды 16-17 веков и различные артефакты времен Золотой Орды. Все находки после изучения будут переданы в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
Напомним, что археологическое сопровождение является обязательным аспектом всех земляных работ на территории Нижегородского кремля.
Строительство фуникулера в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода на данный момент находится на стадии подготовки склона к строительству – проводятся противооползневые мероприятия по предупреждению возникновения аварийной ситуации в створе землеотвода. Завершение строительства запланировано в 2021 году.
Первый в России фуникулер на водяной тяге был построен в Нижнем Новгороде в 1896 году. Его строительство было приурочено к Всероссийской промышленной и художественной выставке.
Протяженность Кремлевского элеватора составляла 133,12 метра от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции внутри Кремля возле Часовой башни.
Фуникулер работал по принципу перегрузки «верхнего вагона» водяным балластом: перед спуском вагона с волжского откоса в его бак с помощью специально построенной водонапорной башни подавалась вода, под тяжестью которой вагон перемещался вниз, на нижнюю станцию, где водяной балласт сбрасывался в колодец.
Пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области
07.06.2021 г.
В ходе заседания комиссии рассматривались важные вопросы, касающиеся эффективных методов увеличения продолжительности жизни населения Нижегородской области. Участники обсудили текущие результаты и нам...
Как пояснила главный врач ЦРБ Т.В. Стрельцова, кровати поступили в рамках областной субсидии на сумму около 500 тыс. рублей. Все кровати соответствуют нормам СанПиНа и имеют механический подъемный мех...
Инфаркт и диабетическая стопа Когда в крови долгое время содержится избыточное количество глюкозы, происходят нарушения обменных процессов. В больших дозах сахар оказывает повреждающее воздействие на...